мамочка - от беременности до школы поиск по сайту
  добавить в избранное
 
сделать стартовой разместить рекламу
 
Каталог материалов / Малыш /

Развитие и обучение

Как учатся наши дети

Многие проблемы в обучении детей возникают оттого, что взрослые переносят свои модели восприятия и поведения на детей. Мы привыкли думать, что дети учатся теми же способами, что и мы. С одной стороны, это, конечно, так. С другой, есть кардинальные отличия, которые затрудняют наше понимание процесса познания у ребенка.

Со времен Жан Жака Руссо воспитатели стали осознавать, что дети учатся, экспериментируя и делая ошибки, а не воспринимая информацию на слух. Более современные исследования показали – к разочарованию многих педагогов – что процесс обучения последовательно проходит несколько эволюционных этапов и не может быть ускорен. Мы не можем торопить развитие ребенка, но зато у нас всегда есть вероятность упустить оптимальное время, когда ребенок способен с легкостью обучиться тому или иному виду деятельности. И очень часто так и происходит: родители и воспитатели упускают важный период, не давая малышу возможностей, которые ему требуются в этот момент, и не обеспечивая ему благоприятную, стимулирующую его способности среду. Дело усложняется тем, что так называемые "сенситивные" периоды, вопреки всем принятым таблицам воспитания, не обязательно зависят от возраста ребенка: они всегда определяются только индивидуальным развитием маленького человечка с его рождения.

Простым примером, иллюстрирующим наличие определенных этапов обучения и роль родителей в них, может послужить обучение ребенка ходьбе. Родители могут служить для ребенка моделью того, как нужно ходить, но только сам ребенок определяет, когда он готов начать ходить, и именно он сам предпринимает свои первые шаги, рискуя неминуемыми падениями. Бессмысленно пытаться научить ребенка, как ходить, смешны будут даже попытки попробовать это сделать. Но мы можем предоставить ребенку различные возможности для ходьбы: свои руки, на которые он может опираться, предметы, за которые он может держаться при ходьбе. Кроме того, мы, конечно, можем поощрять его и радоваться каждому его новому шагу.

Точно также ребенок обучается и всему остальному. Мы не можем "вложить" процесс чтения в голову ребенка, но мы можем сами проводить время за книгами, читать ребенку и окружать его книгами, доступными и понятными ему. Мы не можем "научить" ребенка основным психическим функциям, которые необходимы для существования человека. Всему этому ребенок должен научиться сам.

Дети учатся постоянно – каждую секунду своего дня. Они учатся тому, как стать взрослыми. Форма обучения детей – это игра. У детской игры есть несколько существенных и хорошо различимых составляющих:

- наблюдение,

- имитация,

- исследование,

- эксперимент,

- повторение.

Зная эти составляющие, родители могут помогать ребенку учиться: они демонстрируют ребенку нечто (наблюдение), побуждают ребенка попробовать что-то сделать (имитация, исследование), создают ребенку пространство для экспериментов и поощряют ребенка к повторению некоторого действия несколько раз.

Дети учатся в процессе "делания", путем проб и ошибок, исследований и экспериментов. Восприятие теории для ребенка до 5 лет абсолютно невозможно. Дети постигают мир в его конкретном физическом воплощении, они мыслят предметно и, чтобы усвоить нечто, должны ощутить это всеми органами чувств.

Играя, дети рискуют делать то, что в мире взрослых принято обозначать словом "ошибки". К сожалению, большинство родителей привыкли думать, что ошибки – это что плохое, что они говорят о несостоятельности личности человека, который совершил ошибку. При этом мы забываем, что никогда не научились бы ходить, если бы над нами насмехались, если бы нас унижали и стыдили при попытке сделать первые шаги. Мы не помышляем поступать так по отношению к малышу, но наш взгляд на шаги и поступки ребенка меняется, когда он подрастает. Родители тем жестче оценивают ошибки малыша, чем старше он становится. Между тем, если мы хотим успешно обучать своих детей, нам нужно запомнить простую истину: там где нет ошибок, обучение не происходит.

Многие родители боятся того, что их чадо может стать ленивым и глупым. Если вернуться снова к метафоре обучения ходьбе, можно заметить, что все дети учатся ходить, предполагая, что способны это делать. У всех детей есть врожденное стремление развиваться и достигать успеха в своих действиях. Ребенок не видит препятствий, он видит цель. Только страх неудачи, навязанный взрослыми, убивает это стремление. Если мы будем доверять стремлению своего ребенка учиться и достичь успеха, мы сможем позволить ему совершать ошибки, которые ему необходимо совершить, чтобы научиться. Мы не можем взять падения малыша на себя. Но мы можем быть чувствительными к его нуждам, служить ему примером (как ни банально это звучит), предоставить ему необходимые возможности, обеспечить его безопасность (в разумных пределах), поощрять его и радоваться вместе с ним его успехам.

Отличие процесса обучения взрослых и детей еще заключается в том, что взрослые всегда хотят видеть результат своих действий. Для детей обучение – это переживание процесса. Это необходимо понимать, если мы хотим, чтобы ребенок достиг успеха в своих начинаниях. Если родители будут беспокоиться по поводу того, как выглядит сделанная ребенком работа, ребенок сразу прекратит свои попытки. Очевидно, что малыш в любом случае не сможет сделать какую-то работу так же хорошо, как сможет взрослый. Но его задача и не заключается в том, чтобы сделать идеальный конечный продукт. Его задача – учится, развивать свои способности.

Ребенок живет в настоящем моменте, он полностью поглощен тем, что происходит здесь и сейчас. Дети вкладывают большие усилия в каждый конкретный момент деятельности – они пытаются освоить новый навык. По этой причине, нужно рассматривать "пробование" как конечный продукт деятельности ребенка. Если ребенок пробует коряво написать свое имя, замечать и ценить нужно то, что он пытается это делать, а не то, как в результате выглядит надпись с критической точки зрения взрослого человека.

Другая особенность, также связанная с переживанием ребенком времени, - ребенок не может понять, если его начинают торопить. Если вы занимаетесь с ребенком – будьте с ним полностью в настоящем моменте. Он не понимает слов "потом", "завтра", "после". Для него отказ делать что-то сейчас означает отказ делать это вообще, поскольку настоящий момент для него имеет абсолютную ценность.

Обучение детей в современном мире сосредоточенно в основном на развитии "левополушарных" способностей. В результате дети хорошо умеют читать, считать, делать логические выводы, но совершенно не способны продуцировать идеи и находить творческие решения. Такой подход к обучению был выработан столетиями совершенствования школьной системы детского образования. Но в наше время ситуация изменилась. Сейчас по всему миру нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Это говорит о том, что "правополушарное" образование должно занимать такое же место в развитии ребенка, как и "левополушарное".

Исследования мозга показали, что левое и правое полушария человеческого мозга имеют различные функции. Левое полушарие контролирует главным образом аналитическую, логическую и лингвистическую деятельность, в то время как правое отвечает за невербальные, пространственные, визуальные и творческие функции. Грубо говоря, если вы, например, сочиняете песню, то слова "поставляются" левым полушарием, а мотив – правым.

Научить творчеству во взрослом состоянии практически невозможно. А маленький ребенок имеет все возможности развития как аналитических, так и творческих функций своего мозга. Вывод: знания о распределении функций полушарий можно и нужно применять, выстраивая комплекс ежедневных занятий с малышом. Ребенок должен иметь равные возможности для творчества, исследования и фантазирования.

Автор статьи: Вера Берёзова

Нравится



Название раздела:  Развитие и обучение
Источник информации:  http://www.rebenok.com

Игры для детей от 1 месяца до 1 года
Развивающие игры для детей от рождения до года.
6 месяц жизни. Что должен уметь малыш?
Поздравляем, вашему малышу уже 6 месяцев! Прошло пол года, малыш подрос, окреп и превратился из беспомощного младенца в крепкого карапуза. Чему же он научился?
Советы логопеда: звук и буква "Р"
Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. Он умеет даже уже читать, пишет многие буквы, знает много стихотворений, но Вас все равно что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. Разобрались, что «не так»?

Голосование
Подпишитесь на рассылку
Subscribe.ru
Content.ru

Яндекс цитирования
Copyright (с) 2004 - 2010, Strong Design 
Все права на используемые материалы и упоминаемые торговые марки принадлежат соответствующим владельцам.

Меню для маленьких \"нехочух\" Как пережить беременность жены (практическое пособие для мужчин) Убираем «экс-беременный» живот Чем занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть? Играем в математику. Первый счет
Page generated at 0,07 seconds