мамочка - от беременности до школы поиск по сайту
  добавить в избранное
 
сделать стартовой разместить рекламу
 
Каталог материалов / Малыш /

Развитие и обучение

Развитие творческого мышления

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.

Нереалистичность фантазий у ребенка бывает в том случае, если ребенок не учитывает причинно-следственные отношения между предметами окружающего мира, законы и зависимости между явлениями. Это может происходить либо из-за недостаточного багажа знаний, либо из-за неумения применить общий закон к частной ситуации. Начинать развивать умения прослеживать причинно-следственные связи можно уже у детей 3-4 лет. Наблюдая действия простейших механизмов и предметов можно спрашивать: - "Как ты думаешь, что сейчас произойдет?" К примеру, если поставить на пути инерционной машины кубик, она остановится или нет? Что будет, если я поднесу магнит к гвоздику? Так экспериментируя: делая предложения и проверяя их на практике мы побуждаем ребенка учитывать причинно-следственные связи. К 5-6 годам можно уже обсуждать с ребенком то, что он смотрел по телевизору:

- Зачем, по-твоему, он это сделал?

- Как ты считаешь, что будет дальше?

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.

Люди, занимающиеся творчеством: изобретатели, ученые - давно поняли, что одна из главных опасностей, мешающая появлению новой идеи - это инерция мышления. При решении любой проблемы в нашем сознании в первую очередь всплывают знакомые варианты решения и они препятствуют появлению нового, необычного, оригинального. Чтобы помочь преодолеть инерцию мышления, разрабатываются специальные приемы и методы, активизирующие творческий процесс. Некоторые из них доступны и школьникам для активизации их воображения.

Автор: А.Э. Симановский

Нравится



Название раздела:  Развитие и обучение
Источник информации:  "Развитие творческого мышления у детей-дошкольников"

Игры для детей от 1 месяца до 1 года
Развивающие игры для детей от рождения до года.
6 месяц жизни. Что должен уметь малыш?
Поздравляем, вашему малышу уже 6 месяцев! Прошло пол года, малыш подрос, окреп и превратился из беспомощного младенца в крепкого карапуза. Чему же он научился?
Советы логопеда: звук и буква "Р"
Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. Он умеет даже уже читать, пишет многие буквы, знает много стихотворений, но Вас все равно что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. Разобрались, что «не так»?

Голосование
Подпишитесь на рассылку
Subscribe.ru
Content.ru

Яндекс цитирования
Copyright (с) 2004 - 2010, Strong Design 
Все права на используемые материалы и упоминаемые торговые марки принадлежат соответствующим владельцам.

Как пережить беременность жены (практическое пособие для мужчин) Меню для маленьких \"нехочух\" Беременные женщины на борту самолета Нужно ли кутать ребенка? Мальчика заказывали?
Page generated at 0,06 seconds