Не ругайте ребенка

Упрямый, трудный, неподдающийся...

Не стоит ли провести такой эксперимент: месяц, неделю, ну день, час - не ругать совсем? Просто поглядеть, что из этого может выйти. А вдруг хотя бы хуже не будет, поскольку и так хуже некуда?

Нет! Не ругать невозможно! Немыслимо. Ведь и нас тоже - и ругали, и продолжают ругать, или, в крайнем случае, мы ругаем Себя сами...


Выучим наизусть, как таблицу умножения,- нельзя - ни ребенка, ни взрослого! - наказывать и ругать:

a. когда болен или испытывает какие-либо недомогания, даже незначительные, или еще не совсем оправился после болезни: психика особо уязвима, реакции непредсказуемы; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;

b. сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт) - пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);

c. когда не справляется: с делом, с заданием, с поручением, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, любой ситуацией, прилагая искренние старания справиться - хотя и Не полной мерой, но искренние; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, разражительность, просто неопытность - короче говоря: во всех тех случаях, когда что-либо не получается;

d. когда внутренние причины, мотивы совершенного проступка, самого пустякового или самого страшного, для нас не понятны или сомнительны;

e. когда сами мы не в себе, не в духе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам; когда больны; когда выпили или испытываем желание выпить или хотя бы закурить; когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль.


Запомним! В этом состоянии наш гнев всегда несправедлив, всегда лжет. В этом состоянии мы сами дети, больные дети.

Нарушая эти Правила, мы добиваемся результатов, обратных нашим самым благим намерениям. Рискуем потерять ребенка! И ребенка, и взрослого!


Из наличного материала

И у самых вульгарных скандалистов и невменяемых крикунов, и у самых угрюмых личностей могут вырасти прекрасные, все понимающие, нежные и веселые дети. И у самых культурных, разумных и сдержанных - и подонки, и психопаты. И строгость; и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и великолепные, и ужасные результаты.


Индивидуальность. Она все решает.

Никуда не деться и от индивидуальности своей собственной.

Как ни смиряй себя, как ни переламывай, темперамент и характер возьмут свое, не сегодня так завтра. Непрестанно себя сдерживая, не разряжаясь, рискуешь и еще хуже отравить атмосферу и просто-напросто заболеть - тогда уж и вовсе не поздоровится никому. Нет, нельзя бесконечно сдерживать себя и нельзя себя переделать - можно только себя понять и настроить. Нельзя себя переделать - можно только себя достроить.


Из наличного материала.

Ребенок, может быть, когда-нибудь и поймет, и простит, может быть, уже и простил, множество раз... Старинное утверждение "брань делу не помеха" окажется хоть в какой-то мере оправданным, если:

1. отдавать себе отчет в своих особенностях; напоминать себе не менее трех раз в сутки о дисгармонии своего характера - о том, что это раздражительность, склонность гневаться и обвинять рождает конфликты, по крайней мере каждый второй из них;

2. не забывать, что человеку свойственно ошибаться;

3. осознавать почаще, что жизнь слишком коротка и внезапна, чтобы быть мрачной, злобной, скучной; что детство у человека только одно...

4. никогда не терять надежды приобрести хоть одну лишнюю крупицу юмора вдобавок к имеющемуся.